(Автор 18 лет работал в группе вибрации предприятия “Ленэнергоремонт”, а с 1991 по 2005 на “Заводах Мёртвого моря” – инженером по виброконтролю и вибродиагностике.)
В 2001 году мы с женой отправились в недельный круиз к берегам и островам Турции и Греции на комфортабельном “лайнере”. Израильская компания “Мано” приобрела корабль постройки 60-х годов в комплекте с экипажем. Вся команда – русские и украинцы. Познакомился я со старшим механиком. Помладше меня, лет 55-и. Сильвестрыч – так он представился. В машинном отделении у него два дизеля по 8000 лошадиных сил. А я как раз занимался вибрацией 30-мегаваттных дизелей на заводской электростанции. Спрашиваю: - А где у вас датчики вибрации?
- Ты, что? Это для нас дорого.
–А как же вы синхронизируете дизели?
- Вручную, по тахометрам.
– То-то я почувствовал всплеск вибрации на переходном режиме.
Сильвестрыч ухмыльнулся: - Ну, это тебе показалось. Наверно, выпивши был. А на мои вопросы о моторесурсе дизелей ответил коротко:
- Пока я здесь, будут работать.
На Саяно-Шушенской ГЭС, по-видимому, их ”Сильвестрыч” ушёл на пенсию. В газете не упоминается о вибродатчиках, которые на серьезных агрегатах установливаются непосредственно на каждом, и не по одному. Изменение вибрационного состояния зафиксировала сейсмостанция. Раньше в районе ГЭС их было задействовано четыре, теперь – одна. За несколько часов (!) до аварии на сейсмостанции заметили “появление вибраций с необычными частотами”. И никто не обеспокоился?
“Cильвестрыча” не было?
. Руководитель “Ростехнадзора” Н. Кутьин объяснил газетчикам: “Пошла вторая частота, причём достаточно широкополосная. Появилось биение 14 - -18 герц… Какие-то изменения с автоматическими системами…” Ну, руководитель может и не быть специалистом. И по словам его я понял только, что он с настоящим специалистом по вибродиагностике не общался. А может такого вообще нет в штате ни на ГЭС, ни в “Ростехнадзоре”. . По спектру частот многое можно понять и предсказать. Дефекты в подшипнике, в полюсах ,обмотках генератора, поломка лопасти турбины – все дают свои характерные частоты, известные профессионалам. И ещё вопрос: поскольку всё началось с турбогенератора No.2, естественно было ожидать развития аварии на соседних агрегатах, а на ГЭС развалились No.7 и No.9 ? За несколько часов можно принять меры, если бы кто-нибудь расшифровал тревожные вибрационные сигналы. Не нашлось такого человека. И автоматические системы не оправдали надежд .
. Ну, с техникой, в конце концов, разберутся. С экономической политикой уже ясно: всё работает на износ, на профилактику и модернизацию средств нет. На Саяно-Шушенской ГЭС, потому что электроэнергию она отпускала по заниженным ценам, выгодным олигарху Дерипаске. Ситуация – типичная для России. . А ещё болезненная проблема – с кадрами. И эта проблема уже не только российская, а мировая. Повсюду ощущается нехватка инженеров-механиков, конструкторов. Для молодых ведь гораздо привлекательнее Hi-Tec, там быстрее можно реализовать свой потенциал. И в самых солидных
машиностроительных компаниях “инженер” уступает ведущее положение “менаджеру”, который организует рекламу и сбыт таким образом, чтобы заказчик-потребитель сам оплачивал наладку, доводку и неизбежные ремонты некачественной продукции. Эта болезнь поражает самые известные американские и европейские компании, имевшие в прошлом безупречную репутацию. . Я мог бы привести конкретные факты из своей работы в Израиле, но большинству читателей газеты технические подробности неинтересны. А инженерное меньшинство на сайте www.gergur.ru может найти очерк “Мои израильские проблемы… и мировые “.